Как исправить ошибку – отсутствует криптопровайдер, соответствующий текущему сертификату ФНС
При использовании электронной цифровой подписи (ЭЦП) пользователи из числа юридических лиц сталкиваются с уведомлением «Отсутствует криптопровайдер, соответствующий вашему текущему сертификату ФНС». Эта ошибка – следствие несовместимости текущей версии исполнителя криптографических операций и актуального сертификата безопасности. Исправить ее можно путем обновления программного обеспечения.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Описание ошибки
Операции с использованием ЭЦП стали распространенными в период пандемии. Большинство предприятий предпочитают электронный документооборот, для которого использование ЭЦП необходимо. Обязательной такая подпись является при совершении операций с государственными компаниями и ведомствами.
Так как сфера напрямую относится к вопросу государственной безопасности, Федеральная Налоговая Служба (ФНС), ответственная за выдачу ЭЦП в России, предпринимает меры для повышения безопасности токенов (физических носителей), на которые и записывается электронный ключ. Ниже приведены правила выпуска и оборота токенов в стране.
- Токены выпускает ограниченное количество компаний, аттестованных ФНС.
- Использование токена подразумевает установку на компьютер трех сертификатов безопасности – корневого, личного и промежуточного.
- Использование ЭЦП возможно только в связке с криптопровайдером – программой-посредником между операционной системой и исполнителем криптографических операций. Причем провайдер должен соответствовать требованиям безопасности сертификатов ФНС.
- Браузер, через который планируется использовать ЭЦП, должен быть под нее настроен.
В целом, нарушение любого из указанных условий ведет к ошибкам, которые не позволят воспользоваться подписью. Чаще всего надпись о несоответствии криптопровайдера сертификату ФНС появляется при попытке перевыпустить ЭЦП через сайт ведомства. Налоговая обновляет сертификаты, однако провайдер нужно обновлять самостоятельно.
Причины возникновения ошибки могут быть следующие:
- срок использования криптопровайдера закончился;
- на компьютере установлена устаревшая версия криптопровайдера;
- сертификаты ФНС не дают использовать установленную версию криптопровайдера;
- другие несовместимости, в том числе ошибки в сертификатах со стороны налоговиков.
Способы решения
Как видно из перечисленных выше причин, все причины ошибки несоответствия по вине пользователя связаны с противоречиями между сертификатом и криптопровайдером. Проблему можно решить путем обновления программы и ее плагина, предназначенного для работы через браузер.
Обновление криптопровайдера
На начало лета 2023 года актуальны его версии CryptoPro 4.0 и все более современные. Скачать новую версию можно на сайте разработчика по ссылке cryptopro.ru. Есть и другие лицензированные провайдеры, например, VipNet. В целом, алгоритм скачивания для них примерно тот же.
Чтобы установить новую версию КриптоПро, следует выполнить следующий алгоритм.
- Перейти по указанной выше ссылке и нажать на кнопку «Скачать CryptoPro CSP».
- Скачанный файл формата .exe необходимо запустить, затем подтвердить установку.
- После того, как процесс установки и настройки закончится, нужно перезагрузить компьютер.
КриптоПро – платная программа. Она дает лишь 90 дней для бесплатного использования, после чего для ее активации нужно будет приобрести ключ. Истечение срока бесплатного использования также может приводить к ошибке.
Обновление плагина
Так как ЭЦП при работе применяется через браузерные окна, предприниматель в дополнение к криптографической программе также устанавливает защищенный плагин-расширение для браузера. Для КриптоПро его можно скачать на официальном сайте компании в разделе «Продукты».
Там же можно проверить текущее состояние расширения, нажав на кнопку «Проверить работу плагина». Если в работе системы обнаружится ошибка, пользователь будет об этом проинформирован сообщением.
Обращение в ФНС
К сожалению, практика показывает, что проблему сообщения о несоответствии сертификатов и криптопровайдера обновлением пользовательского ПО не всегда можно решить. Часто неисправность возникает на стороне ФНС, то есть заключается в самих сертификатах безопасности. Если это так, то решить трудности помогут сотрудники службы. Чтобы мотивировать их на это, нужно позвонить по бесплатному номеру +7(800)222-22-22. Данные об альтернативных каналах связи есть в разделе «Контакты и обращения» на сайте ведомства – они отличаются в зависимости от территориальной принадлежности лица.
Также можно составить обращение на сайте ФНС, где необходимо будет описать суть проблемы, приложить скриншоты. Также указать фамилию, имя, отчество, номер телефона и ИНН.